КОНФЛИКТ ВОКРУГ "ИКОН" МАЙДАНА. РАЗБОР ПОЛЕТОВ
На прошлой неделе, вся прогрессивная общественность с упоением смаковала конфликт вокруг уничтожения "икон" Майдана, которые были нарисованы на стенах магазина "Эмпориум", что на улице Грушевского. Одни возмущались поведением владельца магазина, который дерзнул поднять руку на святое, другие, не менее рьяно убеждали, что его действия вполне законны, и вообще хватит "майданной" истерии в стране.
В конфликте ещё рано ставить точку. Праворадикалы устроили публичную расправу над магазином, следствием чего стали разбитые витрины и наскальная живопись на стенах, а правоохранители активно работают над поиском статьи УК для владельца магазина.
Конфликтолог не арбитр, и не судья, поэтому оставим в стороне выяснение правоты конфликтантов, а лучше построим модель альтернатив и динамики конфликта, исходя из предпосылки, что сторона "Э" не стремилась к нему.
Фаза №1. Решение. Инцидент
Если конфликт не являлся самоцелью, то руководство магазина изначально допустила ряд непростительных ошибок, которые в итоге и привели к известному результату. Принимая решение смыть "иконы" Майдана, необходимо было все тщательно взвесить, рассмотреть под разными углами текущую ситуацию, и спрогнозировать различные варианты последствий этого шага. Для конфликт-менеджера очевидно, что любая памятка о революции Достоинства, находящаяся в местах наиболее кровопролитных столкновений является конфликтогенной. И принимать решения по их демонтажу необходимо с учетом множества факторов, дабы не спровоцировать горячий конфликт. Вполне очевидно, что этого менеджментом "Эмпориум" сделано не было.
Фаза №2. Нагревание конфликта
После того, как инцидент уже произошел, отыграть ситуацию назад, минимизировать цену выхода из конфликта, было вполне реально. Для этого у "Э" был, как минимум временной лаг в сутки. Возмущение начало нарастать приблизительно на следующий день после уничтожения рисунков. Здесь владельцам "Э" необходимо было, в срочном порядке, запросить "помощь друга" - нанять профессионального конфликт-менеджера. Этого, естественно, сделано не было и конфликт начал стремительно разрастаться. Какие варианты уменьшения цены выхода из конфликта могли быть использованы?
- игра в неведение собственников магазина о произошедшем ( самодеятельность уборщицы или менеджмента магазина). Увольнение причастных к этому;
- приглашение автора рисунков их восстановить, с обещанием спрятать их под стекло и беречь, как зеницу ока;
- обратиться в Министерство культуры с инициативой присвоить рисункам статус исторического наследия;
- заручиться поддержкой одной из весомых националистических организаций, которая могла бы стать буфером между Э и отдельными активистами жаждущими "крови виновных".
- работа в информационном поле. Под такие решения, получить бесплатную прессу было бы не сложно, но следовало бы добавить работу с соцсетями.
Вышеуказанный список альтернатив не является исчерпывающим, его можно добавить ещё десятком действий, амортизирующих конфликт. Но даже этих действий, сделанных вовремя, было бы достаточно, чтобы не допустить третьей фазы конфликта.
Фаза 3. Взрывоопасная
В этой точке конфликта, необходимо было грамотно и вовремя сыграть на опережение. Осознавая, что "чайник" вот-вот закипит, нужно было самостоятельно инспирировать акт возмездия от негодующих активистов, что позволило бы снизить градус напряжения и дать яростным обвинителям сатисфакцию, которой они так желали.
Побитые стекла и рисунки на стенах можно считать минимаксом этого конфликта. Сценарии могли быть гораздо более плачевные, учитывая количество боеприпасов, находящихся в руках праворадикальных граждан.
Вслед за этим нужно было бы осуществить, действия описанные мной в фазе номер два. Это способствовало бы полному затуханию конфликта и сняло бы вопрос с властями.
P.S.
Ценой этого конфликта стал разрушенный бизнес. Магазин закрылся, собственник имеет весомые репутационные потери и продолжает нести убытки. Все это следствие, череды неправильных конфликт-решений. Обратись вовремя к грамотному конфликт-менеджеру, и большинство этих потерь можно было избежать.